К 6 утра все поняли, что силы на исходе. Я стоял оперевшись на лопату, Саид то и дело навзничь ложился на дерн, Саша облокачивался на УАЗ, водитель трактора нервно курил одну за одной. Решено было отдохнуть, Денис залез в трактор, Саша с Саидом сели в потонувший УАЗ. Я же присоединился к водителю трактора — тёзке Денису. Скурив ещё одну сигарету, Денис сказал, что надо бы 5 минут покемарить. Я запрокинул голову и закрыл глаза и уснул. Спал я ровно 5 минут. Открыв один глаз, я понял, что Денис закурил сигарету, мысль была “посплю, пока Денис не докурит сигарету”, представляете мои ощущения?! То есть я совсем не знал, сколько мы будем вытаскивать этого монстра, сколько мы будем пребывать в этом «гиблом месте» и когда я, наконец, попаду домой. Мысли были только о том, чтобы поспать хоть сколько-нибудь. Меня разбудил голос Дениса: “Ну что, пойдём работать!”. Разбудил криком ребят, вылез из кабины, и все пошло по-новой. Выражения на лицах всех без исключения были подавленное, и это ещё мягко говоря, а движения были очень плавные и медленные, без сил, просто на автомате. Ещё раз 40 я насчитал как мы подкидывали под колёса, ковш и отвал губки земли, точнее квадратики из игры Minecraft.
Солнце в 7 утра светило уже по-полной, но не было от него тепла, потому что ветер дул с гор. Знаете, впервые я увидел как горы режут тучи и не дают им, тяжелым, пролезть через хребет. Это зрелище я увидел за 5 минут перекура. Справа и слева от пика тучи расходились шире и шире, а сверху гор неторопливо выбиралось яркое солнце. Щурясь я смотрел на него без каких-либо мыслей. Знаете выражение, что если изо рта пошла кровь, то человек уже не жилец, вот один копок лопаты, и из земли сочится вода, а это означает, сколько бы мы не подкладывали — наша работа ровняется нулю.
Из-за кустарников появились охранники их было двое. Пришли они со словами “бог в помощь” и тоже с позитивом, прихватив 3 штыковые лопаты. Мир явно не без добрых людей! Это прибавило нам энтузиазма. Приехал водитель на вахтовке, на базе камаза Саныч, Дядя Юра, Юр Саныч как выяснилось позднее, вместе с ним к нам подоспела нереально вкусная и холодная вода из кубовой столовой. Бегло оглядев обстановку вокруг, он сказал: «Ерунда, вытащим». Это приободряющее на всех подействовало и решено было ехать на склад и привезти оттуда брус. Я сел вперёд, ребята залезли в кузов вахтовки. Саныч оказался мировым мужиком, веселый и опытный водила, рассказал, в каких передрягах он только не бывал, на мосты и Урал сажал, и вылазили, на севере 26 лет работает, 2 вахты и на пенсию. Как оказалось, он тоже как и я рыбак, и мы нашли точку соприкосновения. Загрузили сколько смогли бруса. Куски были разные от 2,5 м до 60 см. Рванули к «гиблому месту». Разгрузились, и начался процесс эвакуации — под каждый из элементов «Кировца» были подложены короткие брусы по несколько штук, на них уже поперёк 3-4 больших бруса, что увеличило бы сопротивление, под отвал, и колёса — так же. Подготовили все это, но результата существенного не было, не хватало мощности КамАЗа (всего 12 тонн). «Кировец» все никак не хотел вылазить, поэтому решено было подготовить плацдарм и положить ещё бруса. Но тут Саныч говорит: «Давай я дёрну ваш УАЗ». Конечно, мы за! Трос взяли у «Кировца», и ещё один у КамАЗа, дернули без проблем. Машина выбралась без труда и усилий. Решено было всем ехать в столовую обедать, а после обеда уже, наконец, вытащить этого монстра из лап тундры. Все сели в Вахтовку, кто-то в УАЗ. Я с залез к Санычу в КамАЗ. Говорили о многом, о зарплате, о рыбалке, о самогоноварении, о жизни.
В столовой было немноголюдно, я взял себе варенную индейку и овощи на пару. Очень хотелось углеводов и мой взор просто прилип к выпечке свежей, сдобной и ароматной, а особенно к жареным пирожкам с картошкой, по демократичной цене — всего лишь 10 рублей! Представляете в 2019 году цены 2000 годов?! За обед всего вышло 160 рублей плюс чёрный кофе, съел я 6 пирожков, очень уж вкусные они были. За соседнем столом Саныч поговорил с Володей, водителем КамАЗа-«бензовоза», чтобы он нам помог в этом нелегком деле.
Мы ведь не могли оставить наших спасителей в одиночку справляться этой ношей, поэтому безоговорочно согласились помогать вытаскивать «монстра». И как я сказал: «Мы с вами Даканца!» (с кавказским акцентом). Оставили мы свой УАЗ у ВЖК (вахтовый жилой комплекс), опять заехали за брусом, и это уже была вторая ходка, а следом за нами ехал тяжелый бензовоз, тот самый Володя — мужик рисковый — последовал за нами, понимая положение вещей и что могло случиться, если бы он застрял в тундре и вся механизированная колонна бы осталась без бензина. Это было бы очень серьезно и привело бы к необратимым последствиям, таким, что я даже не хочу озвучивать свои мысли на этот счёт.
Вторую партию бруса навалили всё по тому же методу колодца. Прикрепив к «монстру» 2 КамАЗа, начали вызволение «Кировца» из пучины. Вахтовка ринулась, и, опередив бензовоз, чуть вытащила не без его помощи «монстра». Громадина стала ровнее, и оставалось совсем чуть-чуть, но бензовоз встал. Володя сказал, что ему позвонил начальник и ему было пора заправлять колонну. Он уехал, потому что опасался застрять. Подул резкий северо-восточный ветер с крупными каплями дождя, и наши спецовки сходу промокли насквозь да ещё все вокруг превращалось в жижу, трава размокла. Мы начинали поправлять бруски, как увидели Володю, бредущего со словами «писец», бензовоз застрял. Мы не вытащили «Кировца», а тут уже и бензовоз застрял. Представляете какой груз на нас свалился вновь?!
Мало того что идёт дождь и дует шквалистый ветер, так ещё плюс более сложная напасть. Всё было готово для того, чтобы попробовать выйти самому «Кировцу». Денис залез в кабину, завёл мотор и медленно начал давить на газ, и тут тяжёлый многотонный монстр, потрескивая своими стальными суставами, ломая огромные толстенные бруски, потихонечку начал вырываться из своего грязного плена. «Монстр» вылез и тяжело пошёл вперёд, проминая траву и низкорослые тундровые кустарники. Одна беда ликвидирована, все немного перевели дух. Сели по машинам, я неизменно сел к Санычу в КАМАЗ. “Да вытащим мы, я сразу сказал «ерунда»”, — процитировал Саныч. Приехали на то место, где на запаске сидел трёхосный бензовоз Володи, дернули вахтовкой, но ничего не выходило. Опять понеслась эта рутина, никак не могли вытянуть. Прицепили к «Кировцу» 22 тонному зверюге, и все тщетно, представляете?! И тут ещё одна напасть! «Монстр» начал зарываться в землю, и застрял, вновь застрял! Это сравнимо лишь с поимкой крупной рыбы: она уже почти у тебя на крючке, ты её почти завёл в подсак, а она, взмахнув хвостом ушла восвояси. А ты сидишь, такой, в лодке с открытым ртом, и ничего не поймёшь. Опять это чувство тревоги. Как же все это достало! Мысли о доме, тёплой ванной и достаточно простой каждодневной церемонии как почистить зубы — я в тот момент об этом мечтал, весь в грязи, и лицо, и руки заветренны и потрескались, ты не можешь их сжать в кулак, это приносит нереальную боль. И так ещё минут 40 вахтовкой пытались раза три вытащить «монстра», но все никак. И лишь каким-то невообразимым чудом «монстр» с помощью гидравлики выбрался на 3 колеса и окончательно вылез из грязи. Но это ведь не все, у нас на мосту торчит «бензовоз», а эта задача посложнее, ведь если он не вылезет, то плохо будет всем, кто был связан в этим полярным адом. Всех просто «убьют», других слов, увы, не подобрать. И знаете, что в итоге произошло? Вахтовкой Саныча мы вытащили все-таки «бензовоз» Володи, и семимильными шагами полезли к карьеру, а дальше — к основной трассе.
Знаете, что я могу сказать по поводу всего этого? Если на вашу участь выпадают трудности и вы проходите через них, то вы становитесь крепче. С каждым новым испытанием вы всё более прочны, вы как камень.
И что я понял лично для себя, так это то, что никогда не стоит опускать руки, нужно бороться всегда, какая бы безвыходная ситуация ни была.
© Денис Леонтьев, 2024