Статьи

нашего издательства

Статьи

Оценка взаимного влияния подземных сооружений метрополитена при строительстве и эксплуатации

Журнал Журнал «Геотехника», том X, № 1-2/2018

Автор: Лебедев М.О., Романевич К.В., Басов А.Д.

АННОТАЦИЯ

Одним из основных источников техногенного риска для сооружений метрополитена являются негативные последствия освоения подземного пространства города. Строительство новых подземных, а также наземных сооружений оказывает влияние на действующие тоннели. Это влияние зависит от взаимного расположения объектов и от способов производства строительно-монтажных работ. В связи с этим подчеркивается необходимость проведения комплексной оценки взаимного влияния зданий и сооружений при осуществлении нового строительства, при реконструкции, демонтажах и капитальных ремонтах. Рассматриваются пути осуществления такой оценки — предварительные геотехнические расчеты, контроль напряженно-деформированного состояния (НДС) обделок подземных сооружений в составе геотехнического мониторинга, а также развитие других перспективных методов. В качестве основного метода, позволяющего оценить взаимное влияние подземных сооружений при их строительстве и эксплуатации, приводится метод контроля НДС конструкций прямыми геомеханическими наблюдениями в составе геотехнического мониторинга. Приводятся некоторые результаты натурных исследований НДС при строительстве станции пилонного типа «Проспект Славы» Санкт-Петербургского метрополитена. В качестве перспективных методов для решения задач геотехнического мониторинга сооружений метрополитена и других подземных сооружений при их эксплуатации рассматриваются основные инженерно-геофизические методы, среди которых как наиболее оперативные выделяются контактные и бесконтактные эмиссионные методы инженерной геофизики, обсуждаются результаты обработки и визуализации данных. Приводится анализ причин снижения эксплуатационной надежности подземных сооружений метрополитена, а также примеры дефектов и повреждений элементов конструкций, вызванных взаимным влиянием искусственных сооружений метрополитена в Санкт-Петербурге. Дается геомеханическое обоснование применения эмиссионных методов для обнаружения и локализации участков смещения грунтов и трещинообразования в конструкциях и вмещающих породах на ранних стадиях при изменениях напряженного состояния массива в зонах опорного давления с целью оценки взаимного влияния подземных сооружений.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Теги